Большому кораблю большое плавание

С детства я любила читать сказки, а еще больше рассказывать их окружающим. Для психологической работы со взрослыми изучила первую ступень символдрамы (одно из направлений современной психоаналитически ориентированной психотерапии). Вникая в сказкотерапию, не ожидала какое значение и сходство с методикой символдрамы она имеет. Те же проживания различных жизненных ситуаций, нахождение выхода в любой ситуации, мудрость поколений и образы в виде персонажей и сказочных объектов. Порадовала мягкость и экологичность в работе с детьми. Вдохновившись новым кладезем информации, принялась разгадывать сакральный смысл интересующих меня сказок. Первой и самой волнующей стала "Русалочка" Г.Х. Андерсена, еще любимая с детства. Я бы хотела не просто соединить воедино знания из интернета, но и добавить что-то и от себя в толковании "Русалочки". Итак...

Русалочка. Печальная и одновременно счастливая история о жажде человеческого счастья и любви.


Как пишут источники основная идея сказки — жертвенная любовь. По сути я согласна с этим. Действительно русалочка жертвовала многим: своим голосом, терпела боль в ногах, ушла из родительского дома, потеряла принца. Я бы скорее сказала, что путь русалочки олицетворяет путь становления инфантильной девушки в зрелую женщину, которая училась любить вопреки всем ситуациям. Но была ли её любовь здоровой и зрелой? Не совсем. Её существование на земле полностью зависело от принца: возьмет ли он её замуж, будет ли верен до конца дней… Звучит несколько фантастично, не правда ли? По сути говоря, русалочка не имела возможности стать полноценной самодостаточной личностью. Ровно, как и женщиной к сожалению.
Кто же такая русалочка? Человек-рыба, ни туда-ни сюда, как говорится. Я считаю, что душу она всё таки имела, заточенную в ограниченность её жизни. Можно сказать, что пройти этот не легкий тернистый путь её сподвигли родственники и окружение. Сами того не зная, но создавая условия при которых девочка счастливой просто и быть не могла. Смерть матери, отсутствие отца, не ласковая бабушка, которой был важен только статус её и внучек.
Не об этой жизни мечтала русалочка…
«— Ну что ты! — отвечала старуха. — Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет; только когда мы перестаем быть, нас не хоронят, у нас даже нет могил, мы просто превращаемся в морскую пену.»
читать дальше

Вопрос: Любо?
1. + 
6  (100%)
Всего:   6

@настроение: тихая грусть

@темы: сказкотерапия

Комментарии
13.07.2016 в 21:39

Отвлеченные размышления об абстрактных материях отлично помогают понять, что все сущее - вздор. (с)
а у меня вопрос- чем руководствуются авторы сказок?)
Не мог же Андерсен всю эту инфантильность, жертвенность, бла-бла заложить, употребить намеренно?

И почему людям нравятся те или иные сказки?

Мой любимый сказочник - Сакариас Топелиус. :flower: Это так, к слову))
13.07.2016 в 21:52

- Luci -, а у меня вопрос- чем руководствуются авторы сказок?)
Я полагаю, что в формате сказок и неких завуалированных образов писатели закладывают смысл, который хотят донести до читателя. Да, так, чтобы читать их могли и дети и взрослые :)
Ровно как и басни и притчи в разных странах :)
Не мог же Андерсен всю эту инфантильность, жертвенность, бла-бла заложить, употребить намеренно?
Почему не мог?
Мой любимый сказочник - Сакариас Топелиус. Это так, к слову))
Не знаю такого, но непременно ознакомлюсь. Спасибо за информацию :)
И почему людям нравятся те или иные сказки?
Тем, что они схожи с судьбой самого человека. Почти у каждого человека есть определенный жизненный сценарий, который он проживает. Выбирая ту или иную сказку он находит для себя схожего по жизненному пути персонажа.
Если говорить о русалочке, которую я очень люблю, отмечу, что во многом сама схожа с этой героиней. Всю жизнь я искала родную душу в лице мужчины и была готова идти за ним хоть на край света. И только осознав это, стала корректировать свой паттерн поведения. Не ставить отношения на пьедестал, больше уделяя внимания своему внутреннему развитию и жизненным целям (творчество, работа).
А тебе нравится какая-нибудь сказка из наиболее известных? (Дюймовочка, аленький цветочек, колобок и пр.)
13.07.2016 в 23:09

Отвлеченные размышления об абстрактных материях отлично помогают понять, что все сущее - вздор. (с)
Ksuproduction, Почему не мог?
ну предположим, я села писать сказку.
я не пишу ее: "Так, вот тут надо добавить страданий, символизирующих то-то", я пишу, как пишется. Конечно, с какой-то задумкой, но все же.

А тебе нравится какая-нибудь сказка из наиболее известных? (Дюймовочка, аленький цветочек, колобок и пр.)
Эхехе.. Сложный вопрос. К сказкам я могу причислить вышеозначенного Топелиуса и, пожалуй, творчество Миядзаки. Он, в принципе, достаточно известный).
Но вот прямо чтоб супер-известная.. Нет, пожалуй, такой...Ни одна из них не вызывает/-ла у меня сильного чувства или желания перечитывать или иметь на полке.. Кроме Топелиуса, естественно). Тот всегда со мной.
Могу сказать, что Дисней не люблю. Хоть это и исковерканные сказки, их и учитывать-то не стоит, наверно..

А у Топелиуса есть пара сказок, которые перекликаются с очень известными сюжетами, например "Жемчужина Адальмины" или "3 ржаных колоса", но наиболее мной любимые - это, пожалуй "Старый дом", "Зимняя сказка"...
(Я лучше остановлюсь, ибо рассказывать могу долго))
14.07.2016 в 13:07

- Luci -, я не пишу ее: "Так, вот тут надо добавить страданий, символизирующих то-то", я пишу, как пишется. Конечно, с какой-то задумкой, но все же.
Хороший вопрос. У меня на него несколько вариантов, как оно на самом деле я не знаю. Логично подметить, что сказки написаны с точки зрения психологии обдуманно и с определенной последовательностью. Что случайности не предполагает. Полагаю, что автор мог писать про какую-то идею, выражая её в созданных им символах. К примеру "избушка на курьих ножках", символизируюшая тотемное животное и перевоплощение. Выходит выстроенный некий собирательный образ. Отсюда выдвигаю первую гипотезу, что сказки — плод очень грамотной и тонкой работы. Вторая гипотеза — талантливое мироощущение, возможно не до конца осознаваемое писателем. То есть более интуитивное.

творчество Миядзаки
Чудесно... сама очень люблю его произведения :inlove: Особенно Ходячий замок.

Могу сказать, что Дисней не люблю. Хоть это и исковерканные сказки, их и учитывать-то не стоит, наверно..
:laugh: Мало жизненные я бы сказала, все-то в них позитивно и благополучно :) Хотя, на них-то я и выросла и очень люблю.

учитывать-то не стоит, наверно..
Да, тут все учитывается. Все, что нравится :)

А у Топелиуса есть пара сказок
Надо мне почитать парочку :hmm:
15.07.2016 в 09:25

Отвлеченные размышления об абстрактных материях отлично помогают понять, что все сущее - вздор. (с)
Ksuproduction, талантливое мироощущение, возможно не до конца осознаваемое писателем. То есть более интуитивное.
я склоняюсь к тому, что это говорит в людях (фолклор) и авторах их бессознательное.
Годами/веками складывались определенные образы - типа русалок, леших, и т.п - и их функционал.
В сказках они приживались и дошли до нас в таком случае, или не приживались, если где-то была нестыковка символики..
Хотя все равно непонятно с великими авторскими произведениями. Есть же работы - просто как некий срез эпохи, более описательного характера произведения..

Кстати. о символах. Ими должны быть полно творчество Гессе. Особенно "Степной волк".

Особенно Ходячий замок.
а я вот не могу определиться, что нравится больше.. И Замок люблю, и Рыбку Поньо, и Порко Россо, и Призраков, и Лапуту, и Навсикаю..

Надо мне почитать парочку
я агитатор))
15.07.2016 в 19:40

- Luci -, сколько же сказок в нашем мире... :D
Я все время плачу от умиления когда смотрю Ходячий замок :rolleyes:
17.07.2016 в 13:52

И почему людям нравятся те или иные сказки?
Тем, что они схожи с судьбой самого человека. Почти у каждого человека есть определенный жизненный сценарий, который он проживает. Выбирая ту или иную сказку он находит для себя схожего по жизненному пути персонажа.

Может, не очень в тему, но читаю сейчас "Жила-была девочка, похожая на тебя...", про терапевтические рассказы-сказки, там как раз смысл в похожем на ребенка персонаже, который решает свои проблемы.

Если говорить о русалочке, которую я очень люблю, отмечу, что во многом сама схожа с этой героиней. Всю жизнь я искала родную душу в лице мужчины и была готова идти за ним хоть на край света. И только осознав это, стала корректировать свой паттерн поведения. Не ставить отношения на пьедестал, больше уделяя внимания своему внутреннему развитию и жизненным целям (творчество, работа).
Я раньше думала, что мой паттерн - Красавица и Чудовище. А теперь - Замок Хоула. Но, кажется, это одно и то же по смыслу.
17.07.2016 в 14:07

agrud, "Жила-была девочка, похожая на тебя..."
И как тебе? Полагаю книга интересная.
Я раньше думала, что мой паттерн - Красавица и Чудовище. А теперь - Замок Хоула. Но, кажется, это одно и то же по смыслу.
Это вторые по значимости для меня произведения. В паре с Русалочкой выглядят угрожающе :crazylove:
17.07.2016 в 14:12

Ksuproduction, И как тебе? Полагаю книга интересная.
Я немного прочитала, пока нравится.

а про Красавицу и Чудовище что-то такое напишешь?
Мне сама сказка - Русалочка никогда не нравилась, хотя принц в советском мультике довольно сильно смахивает внешне на мужа, что немного пугает)) Но, не думаю, что это связано как-то.
17.07.2016 в 15:16

agrud, внешне на мужа
Думаю связи мало)
а про Красавицу и Чудовище что-то такое напишешь?
Напишу :) Тем более если тебе интересно.
17.07.2016 в 15:21

Ksuproduction, мне интересно, конечно! Буду ждать!
09.08.2016 в 22:43

Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего.
- Luci -,
я не пишу ее: "Так, вот тут надо добавить страданий, символизирующих то-то",
в нас уже заложены все эти программы, схемы и все варианты сказок
вы не просто пишите, вы выдаёте один из миллиона сценариев, т.е. он уже готов - персонаж, его судьба и тэ дэ
на основе вашей жизни, ну или окружающих

Ksuproduction,
никогда не думала о пене как о трансформации. ну, что там в сказке есть хороший конец для русалки. то есть не конец, а будущее.
казалось явным, что после 4-х пунктов история заканчивается плохо для её любви и всё, The end.

вы собираетесь писать вашу интерпретацию про Бэлль и Чудовище? интересно будет сравнить с моими мыслями )
зы: а, вижу, жду )
09.08.2016 в 22:51

Отвлеченные размышления об абстрактных материях отлично помогают понять, что все сущее - вздор. (с)
Richy, т.е. во многом писателя можно "читать" по его писанине - потому что он пишет то, что его волнует, то, что он знает..
можно ли написать то, чего в тебе нет?
09.08.2016 в 23:00

Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего.
- Luci -,
думать, что всё, что пишет писатель - это про него, было бы ошибочно
люди столько социальных ролей играют, что мы можем не знать и половины)

то, чего в тебе нет?
например, можно написать персонажа, кем хотел бы быть))
11.08.2016 в 17:21

Richy, что там в сказке есть хороший конец для русалки
Я тоже не подразумевала, всегда было жаль русалочку, которая сильно настрадалась...
вы собираетесь писать вашу интерпретацию про Бэлль и Чудовище?
Да, я уже начала читать, анализировать, но как-то подвисла и приостановилась. Видимо, сложно уложить в голове собственный сценарий жизни :) Плюс резонирует с мужчиной.
22.01.2017 в 18:48

Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего.
как-то подвисла и приостановилась.
я вас заново нашла )))))
23.01.2017 в 18:07

Richy, я вас заново нашла )))))
Я помню тебя)