Большому кораблю большое плавание
С детства я любила читать сказки, а еще больше рассказывать их окружающим. Для психологической работы со взрослыми изучила первую ступень символдрамы (одно из направлений современной психоаналитически ориентированной психотерапии). Вникая в сказкотерапию, не ожидала какое значение и сходство с методикой символдрамы она имеет. Те же проживания различных жизненных ситуаций, нахождение выхода в любой ситуации, мудрость поколений и образы в виде персонажей и сказочных объектов. Порадовала мягкость и экологичность в работе с детьми. Вдохновившись новым кладезем информации, принялась разгадывать сакральный смысл интересующих меня сказок. Первой и самой волнующей стала "Русалочка" Г.Х. Андерсена, еще любимая с детства. Я бы хотела не просто соединить воедино знания из интернета, но и добавить что-то и от себя в толковании "Русалочки". Итак...
Русалочка. Печальная и одновременно счастливая история о жажде человеческого счастья и любви.
Как пишут источники основная идея сказки — жертвенная любовь. По сути я согласна с этим. Действительно русалочка жертвовала многим: своим голосом, терпела боль в ногах, ушла из родительского дома, потеряла принца. Я бы скорее сказала, что путь русалочки олицетворяет путь становления инфантильной девушки в зрелую женщину, которая училась любить вопреки всем ситуациям. Но была ли её любовь здоровой и зрелой? Не совсем. Её существование на земле полностью зависело от принца: возьмет ли он её замуж, будет ли верен до конца дней… Звучит несколько фантастично, не правда ли? По сути говоря, русалочка не имела возможности стать полноценной самодостаточной личностью. Ровно, как и женщиной к сожалению.
Кто же такая русалочка? Человек-рыба, ни туда-ни сюда, как говорится. Я считаю, что душу она всё таки имела, заточенную в ограниченность её жизни. Можно сказать, что пройти этот не легкий тернистый путь её сподвигли родственники и окружение. Сами того не зная, но создавая условия при которых девочка счастливой просто и быть не могла. Смерть матери, отсутствие отца, не ласковая бабушка, которой был важен только статус её и внучек.
Не об этой жизни мечтала русалочка…
«— Ну что ты! — отвечала старуха. — Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет; только когда мы перестаем быть, нас не хоронят, у нас даже нет могил, мы просто превращаемся в морскую пену.»читать дальше
У бога свои планы
Основной судьбоносный пусть русалочки – стать человеком свободным и счастливым. Выбрала она для этого путь не простой – любовный. Не ведая своей белокурой головкой зачем на её долю столько испытаний выпало. В конце сказки русалочка попала на небо, то есть обретает душу. И, возможно, в следующей жизни у неё наконец-то появится имя, а не общее название вида млекопитающих.
«Невидимая, поцеловала русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и вознеслась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе.»
Биография
Пятнадцатилетний подросток, лишенный любви и заботы родителей, грезит о лучшем мире где надеется, что станет счастливым. Витая в мечтах и фантазиях, принцесса влюбляется в образ мальчика, воплощенного в мраморную статую.
«И как раз потому, что туда ей было нельзя, туда и тянуло ее больше всего. » (Г.Х. Андерсен)
Любить тот мир, в котором ты живешь русалочку никто не научил.
«Очень хотелось русалочке побольше узнать о людях, о их жизни, но сестры не могли ответить на все ее вопросы, и она обращалась к бабушке: старуха хорошо знала "высший свет", как она справедливо называла землю, лежавшую над морем.»
Напутствие о безотказном терпении в любой ситуации. Зачем же быть счастливой!
«— Чтоб быть красивой, можно и потерпеть! — сказала бабушка.»
Став относительно взрослой чтобы всплывать на поверхность, русалочка увидела корабль и принца.
«На самом корабле было так светло, что можно было различить каждый канат, а людей и подавно. Ах, как хорош был молодой принц! Он пожимал всем руки, улыбался и смеялся, а музыка все гремела и гремела в чудной ночи.»
Тогда малышка и влюбилась, очарованная происходящим: красотой фейерверка ночью и тем неведанным, что манило ее сердце.
Жертвенность
Жертвенный поступок №1. Спасти другого, рискуя своей жизнью. Отсеивание эгоизма, ведь принц мог бы стать её, погрузившись в воды океана.
«Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась — ведь он попадет теперь к ней на дно, но тут же вспомнила, что люди не могут жить в воде и он приплывет во дворец ее отца только мертвым. Нет, нет, он не должен умереть! И она поплыла между бревнами и досками, совсем не думая о том, что они могут ее раздавить.»
Жертвенный поступок № 2. Русалочка спасла принца, но обнаружила его другая девушка, оставшись спасительницей-инкогнито.
«А он-то ничего не знал о ней, она ему и присниться не могла!»
Жертвенный поступок №3. Радость за того, кто тебя оставил. Свадьба принца с желанной девушкой, которая как он полагал спасла его от гибели.
Жертвенный поступок №4. Отдать свою жизнь за любимого.
Зависимая, инфантильная любовь.
«Вот он опять катается на лодке! Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему я бы охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы я пошла — только бы мне быть с ним.»
К сожалению, на мой взгляд, принц не относился к девушке как потенциальной невестке, скорее воспринимал ее, на мой взгляд, как милого питомца. Словно верный пес она сопровождала его в горах, превозмогая боль. Ему нужно было просто любить кого, заботиться и играть.
«Принц сказал, что она всегда должна быть возле него, и ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты.»
Принц оказался обычным мужчиной, который заинтересовался хорошеньким телом и земным происхождением своей суженой. Он верил в то, что именно она спасла ему жизнь. Принц ровно, как и русалочка влюбился только в образ, не осознавая настоящей любви рядом с собой.
«То есть, чтобы стать человеческой женщиной, русалочка должна перестать искать в принце ресурс для продления собственной жизни, дать ему право жить его интересами, но при этом не предавать себя, остаться верной своему выбору. "Я хочу любить человека, оставаясь человеком до последней секунды" - это выбор не русалки, а женщины. И совершив этот выбор, русалочка окончательно перестает быть прибабахнутым морским созданием с недоделанными ногами. Она оплакивает себя беззаботную, но зависимую, невинную, но асексуальную. И как зависимая и асексуальная - умирает.» (Железняк Надежда Евгеньевна).
Сакральный смысл сказки — обряд инициации включает в себя разрыв со старыми связями (семьей, общиной), разлуку, символическую смерть (когда инициируемый становится немым духом), трансформацию (часто сопровождаемую мучительными душевными или телесными переживаниями) и возвращение в новом качестве. (Железняк Надежда Евгеньевна).
Источники:
www.b17.ru/blog/6885/
www.nado5.ru/e-book/andersen-rusalochka-skazka
svetlana-panina.livejournal.com/452384.html
Не мог же Андерсен всю эту инфантильность, жертвенность, бла-бла заложить, употребить намеренно?
И почему людям нравятся те или иные сказки?
Мой любимый сказочник - Сакариас Топелиус.
Я полагаю, что в формате сказок и неких завуалированных образов писатели закладывают смысл, который хотят донести до читателя. Да, так, чтобы читать их могли и дети и взрослые
Ровно как и басни и притчи в разных странах
Не мог же Андерсен всю эту инфантильность, жертвенность, бла-бла заложить, употребить намеренно?
Почему не мог?
Мой любимый сказочник - Сакариас Топелиус. Это так, к слову))
Не знаю такого, но непременно ознакомлюсь. Спасибо за информацию
И почему людям нравятся те или иные сказки?
Тем, что они схожи с судьбой самого человека. Почти у каждого человека есть определенный жизненный сценарий, который он проживает. Выбирая ту или иную сказку он находит для себя схожего по жизненному пути персонажа.
Если говорить о русалочке, которую я очень люблю, отмечу, что во многом сама схожа с этой героиней. Всю жизнь я искала родную душу в лице мужчины и была готова идти за ним хоть на край света. И только осознав это, стала корректировать свой паттерн поведения. Не ставить отношения на пьедестал, больше уделяя внимания своему внутреннему развитию и жизненным целям (творчество, работа).
А тебе нравится какая-нибудь сказка из наиболее известных? (Дюймовочка, аленький цветочек, колобок и пр.)
ну предположим, я села писать сказку.
я не пишу ее: "Так, вот тут надо добавить страданий, символизирующих то-то", я пишу, как пишется. Конечно, с какой-то задумкой, но все же.
А тебе нравится какая-нибудь сказка из наиболее известных? (Дюймовочка, аленький цветочек, колобок и пр.)
Эхехе.. Сложный вопрос. К сказкам я могу причислить вышеозначенного Топелиуса и, пожалуй, творчество Миядзаки. Он, в принципе, достаточно известный).
Но вот прямо чтоб супер-известная.. Нет, пожалуй, такой...Ни одна из них не вызывает/-ла у меня сильного чувства или желания перечитывать или иметь на полке.. Кроме Топелиуса, естественно). Тот всегда со мной.
Могу сказать, что Дисней не люблю. Хоть это и исковерканные сказки, их и учитывать-то не стоит, наверно..
А у Топелиуса есть пара сказок, которые перекликаются с очень известными сюжетами, например "Жемчужина Адальмины" или "3 ржаных колоса", но наиболее мной любимые - это, пожалуй "Старый дом", "Зимняя сказка"...
(Я лучше остановлюсь, ибо рассказывать могу долго))
Хороший вопрос. У меня на него несколько вариантов, как оно на самом деле я не знаю. Логично подметить, что сказки написаны с точки зрения психологии обдуманно и с определенной последовательностью. Что случайности не предполагает. Полагаю, что автор мог писать про какую-то идею, выражая её в созданных им символах. К примеру "избушка на курьих ножках", символизируюшая тотемное животное и перевоплощение. Выходит выстроенный некий собирательный образ. Отсюда выдвигаю первую гипотезу, что сказки — плод очень грамотной и тонкой работы. Вторая гипотеза — талантливое мироощущение, возможно не до конца осознаваемое писателем. То есть более интуитивное.
творчество Миядзаки
Чудесно... сама очень люблю его произведения
Могу сказать, что Дисней не люблю. Хоть это и исковерканные сказки, их и учитывать-то не стоит, наверно..
учитывать-то не стоит, наверно..
Да, тут все учитывается. Все, что нравится
А у Топелиуса есть пара сказок
Надо мне почитать парочку
я склоняюсь к тому, что это говорит в людях (фолклор) и авторах их бессознательное.
Годами/веками складывались определенные образы - типа русалок, леших, и т.п - и их функционал.
В сказках они приживались и дошли до нас в таком случае, или не приживались, если где-то была нестыковка символики..
Хотя все равно непонятно с великими авторскими произведениями. Есть же работы - просто как некий срез эпохи, более описательного характера произведения..
Кстати. о символах. Ими должны быть полно творчество Гессе. Особенно "Степной волк".
Особенно Ходячий замок.
а я вот не могу определиться, что нравится больше.. И Замок люблю, и Рыбку Поньо, и Порко Россо, и Призраков, и Лапуту, и Навсикаю..
Надо мне почитать парочку
я агитатор))
Я все время плачу от умиления когда смотрю Ходячий замок
Тем, что они схожи с судьбой самого человека. Почти у каждого человека есть определенный жизненный сценарий, который он проживает. Выбирая ту или иную сказку он находит для себя схожего по жизненному пути персонажа.
Может, не очень в тему, но читаю сейчас "Жила-была девочка, похожая на тебя...", про терапевтические рассказы-сказки, там как раз смысл в похожем на ребенка персонаже, который решает свои проблемы.
Если говорить о русалочке, которую я очень люблю, отмечу, что во многом сама схожа с этой героиней. Всю жизнь я искала родную душу в лице мужчины и была готова идти за ним хоть на край света. И только осознав это, стала корректировать свой паттерн поведения. Не ставить отношения на пьедестал, больше уделяя внимания своему внутреннему развитию и жизненным целям (творчество, работа).
Я раньше думала, что мой паттерн - Красавица и Чудовище. А теперь - Замок Хоула. Но, кажется, это одно и то же по смыслу.
И как тебе? Полагаю книга интересная.
Я раньше думала, что мой паттерн - Красавица и Чудовище. А теперь - Замок Хоула. Но, кажется, это одно и то же по смыслу.
Это вторые по значимости для меня произведения. В паре с Русалочкой выглядят угрожающе
Я немного прочитала, пока нравится.
а про Красавицу и Чудовище что-то такое напишешь?
Мне сама сказка - Русалочка никогда не нравилась, хотя принц в советском мультике довольно сильно смахивает внешне на мужа, что немного пугает)) Но, не думаю, что это связано как-то.
Думаю связи мало)
а про Красавицу и Чудовище что-то такое напишешь?
Напишу
я не пишу ее: "Так, вот тут надо добавить страданий, символизирующих то-то",
в нас уже заложены все эти программы, схемы и все варианты сказок
вы не просто пишите, вы выдаёте один из миллиона сценариев, т.е. он уже готов - персонаж, его судьба и тэ дэ
на основе вашей жизни, ну или окружающих
Ksuproduction,
никогда не думала о пене как о трансформации. ну, что там в сказке есть хороший конец для русалки. то есть не конец, а будущее.
казалось явным, что после 4-х пунктов история заканчивается плохо для её любви и всё, The end.
вы собираетесь писать вашу интерпретацию про Бэлль и Чудовище? интересно будет сравнить с моими мыслями )
зы: а, вижу, жду )
можно ли написать то, чего в тебе нет?
думать, что всё, что пишет писатель - это про него, было бы ошибочно
люди столько социальных ролей играют, что мы можем не знать и половины)
то, чего в тебе нет?
например, можно написать персонажа, кем хотел бы быть))
Я тоже не подразумевала, всегда было жаль русалочку, которая сильно настрадалась...
вы собираетесь писать вашу интерпретацию про Бэлль и Чудовище?
Да, я уже начала читать, анализировать, но как-то подвисла и приостановилась. Видимо, сложно уложить в голове собственный сценарий жизни
я вас заново нашла )))))
Я помню тебя)